Как решать теоретические задачи на экзамене Дипифр?
Ответы на теоретические задачи (вопросы №2-4) вызывают наибольшие трудности при подготовке к экзамену Дипифр. Что неудивительно: на подготовку всего три месяца, а объем новых знаний очень велик. Больше всего времени уделяется тому, чтобы понять и освоить теоретический материал, выучить, что прописано в стандартах МСФО. А вот на отработку навыков написания ответов времени, как правило, не хватает. Но если не научиться набирать баллы на теоретических или, как их еще называют, ситуационных задачах, Дипифр сдать не получится. Потому что невозможно набрать проходной балл только на консолидации. Очень надеюсь, что приведенные ниже рекомендации, помогут выработать подходящий вам стиль написания ответов на теоретические вопросы экзамена Дипифр.
Сначала читаем задание
Приступая к решению теоретической задачи, нужно начинать с чтения задания. Это съэкономит время. Прочитав задание, вы будете понимать, что от вас требуется, и, читая условие, сразу сможете начать решать: делать какие-то расчеты, писать пояснения.
Многие поступают как все мы привыкли: читают задачу с самого начала, то есть с условия. Но что тогда получится? Вы прочитаете условие, потом задание, и тут вы поймете, что уже не помните, что там было в условии. Придётся перечитывать задачу заново. Так зачем тратить время на то, чтобы читать условие два раза? Ведь это потеря времени, которого на экзамене и так не хватает.
Какие виды заданий бывают на экзамене Дипифр?
1. В 90% случаев нужно отразить описанную в задаче операцию в финансовой отчетности. Примеры таких заданий:
«Рассчитайте суммы, которые следует отразить в отношении операции в отчете о финансовом положении и в отчете о совокупном доходе».
«Объясните, как данная операция будет отражаться в финансовой отчетности»
«Подготовьте выписки из отчета о совокупной прибыли и отчета о финансовом положении для этого оборудования для каждого из трех годовых периодов вплоть до 30 сентября 2008 года».
Если в последнем примере прямо указано, что нужно подготовить выписки, то в первых двух написано, что необходимо объяснить, как отразить операцию в финансовой отчетности. Во всех этих случаях надо делать выписки из обоих отчетов: ОФП и ОСД. В этих выписках нужно назвать активы и обязательства, доходы и расходы, которые возникают в результате операции. При этом в ОФП обязательно нужно указывать, являются ли активы/обязательства краткосрочными или долгосрочными, а в ОСД обязательно отдельной строкой показать, что необходимо отразить в ПСД (в прочем совокупном доходе).
Если вам попалась задача с таким заданием, то главное, что нужно для себя отметить, это отчетная дата, на которую вам нужно будет составить выписки из отчетности. Когда потом вы будете читать условие, вам проще будет ориентироваться в событиях, описываемых в задаче: что случилось до отчетной даты, за какой срок надо начислить амортизацию или финансовые расходы, что будет после отчетной даты.
Иногда в задании появляется вот такая фраза:
Для всех случаев рассчитайте влияние на прибыль, отражаемую в финансовой отчетности за год, закончившийся 30 сентября 2012 года.
Словосочетание «влияние на прибыль» означает, что достаточно будет сделать выписки только из ОСД. Хотя лучше всё-таки и в этом случае по возможности сделать выписки из обоих отчетов ОФП и ОСД. Если в задаче достаточно информации для этого. Просто на всякий случай.
2. Нередко экзаменатор использует «помощника» при формулировании условия задач. Например:
Декабрь 2012, №2а
Вы работаете финансовым контролером в компании «Дельта». Ваш помощник занят подготовкой первого варианта финансовой отчетности за год, закончившийся 30 сентября 2012 года.
В этом случае в задании будет что-то подобное:
«Подготовьте ответы на вопросы, заданные Вашим помощником».
«Оцените трактовку, предложенную помощником».
«Объясните помощнику, как данные аспекты повлияют на консолидированную финансовую отчетность».
Если на экзамене вам встретится задание с помощником, считайте, что вам повезло. Трактовка помощника почти всегда неправильная. А это означает, что у вас будет подсказка: надо делать по-другому. К сожалению, я не могу написать «всегда неправильная». В чем-то он может быть прав. Например, в декабре 2012 года, №2б, помощник правильно говорит, что неначисление износа является ошибкой.
«По какой-то причине мы не начисляли износ на данный актив за год, закончившийся 30 сентября 2011 года. Я думаю, что это было неверно».
Но предлагаемое помощником решение проблемы не является правильным.
Следует ли мне исправить ошибку и начислить в текущем году износ за два года?
Своими предложениями по решению проблемы «помощник» подскажет вам, какую трактовку операции можно отмести. Надо будет придумать какой-то другой вариант, не тот, что предлагает помощник. Какая никакая, а всё-таки подсказка.
В обоих вышеуказанных случаях главное, что требуется, это отразить бухгалтерскую операцию в соответствии с МСФО. Как я уже писала выше, такое задание встречается в 90% задач на экзамене Дипифр. Но бывает и другой вариант задания.
3. Иногда экзаменатор просит просто рассчитать какой-то показатель. Например:
- Рассчитайте базовую и разводнённую прибыль на акцию
- Рассчитайте балансовую стоимость завода
- Рассчитайте деловую репутацию
В этом случае не надо строить полные выписки из отчетности. Достаточно будет рассчитать то, что попросил экзаменатор.
Как подступиться к задаче?
Иногда вы прочитали условие и просто не знаете, как же подступиться к задаче? С чего начать: в задаче слишком много разных дат, разных цифр, глаза разбегаются. Бывает, дочитаешь условие до конца и уже не помнишь, что там было в начале.
Я бы посоветовала не читать условие от начала до конца, а начинать решать с первого предложения. Прочитали первое предложение — дайте себе секунду подумать, нарисуйте кусочек шкалы времени, поставьте цифру у соответствующей даты. Затем начинайте читать второе предложение задачи. Прочитав его, добавьте даты и цифры в на шкалу времени. Читая и действуя последовательно предложение за предложением вы сможете разложить задачу на кусочки. А каждая маленькая часть задачи — это баллы. Пусть вы не сможете решить задачу целиком, но вам нужно набрать хотя бы половину баллов на каждой задаче. Главное думать над каждым предложением — зачем оно в условии, что этим хотел сказать экзаменатор? Каждое слово имеет значение. Если вы готовились и знаете тему задачи, то вы сможете понять, как ее решать. Если чего-то не знаете, попробуйте решить хотя бы какую-то часть. Даже небольшой кусок задачи может принести вам баллы. Главное, не позволяйте себе паниковать, не суетитесь, не прыгайте с одного предложения на другое и обратно. Я приводила пример последовательного решения задачи с помощью шкалы времени в одной из предыдущих статей.
На мой взгляд, это самый важный навык, который необходимо развивать: разбирать задачи по одному предложению последовательно, а не бегать глазами по условию задачи, пытаясь решить ее сразу целиком.
И еще один совет. Его дают на всех курсах подготовки к Дипифр: не надо переписывать условие задачи в свою тетрадь. Баллов это не принесет совершенно точно, а время вы потратите впустую. Если при чтении условия вам хочется что-то записать, лучше всего рисуйте шкалу времени или сразу делайте необходимые расчеты. Помните, на экзамене DipIFR нет черновиков. И учиться сразу писать окончательный вариант ответа надо во время подготовки.
Что писать в ответе?
В теоретических задачах просто необходимо писать пояснения к расчетам. Одних расчетов недостаточно, чтобы набрать проходной балл. Желательно по каждому стандарту подготовить шпаргалку с тезисами, которые выучить наизусть. Некоторая сложность состоит в том, что по одному и тому же стандарту могут быть разные типы задач, и подходящие пояснения тоже могут быть разными. Но всё равно заучивание ключевых фраз по каждому стандарту МСФО несомненно принесет пользу. Потому что в условиях экзаменационного стресса они сами собой всплывут в памяти.
Несколько полезных советов по написанию ответов.
1) Пишите короткие тезисы. Не надо выписывать длинные предложения, ведь баллы даются за количество мыслей, а не за количество слов. Чем больше мыслей, тем больше баллов вам поставят. Идеальный вариант: один тезис — одна мысль — один балл. Не стоит расписывать одну мысль на целый абзац — время будет потеряно впустую.
2) Не используйте словесных «украшений». Не надо писать так, как мы говорим: «исходя из условий задачи», «я думаю, что», «в таблице показано, как будет оцениваться» и подобные обороты речи не несут смысловой нагрузки, но на них тратится драгоценное время. Проанализируйте свои ответы, когда вы готовитесь к экзамену. Посмотрите, какие слова можно выбросить без потери смысла, этим вы съэкономите время на другие задачи.
3) Не повторяйте одну и ту же мысль два или больше раз. Это кажется очевидным, но тем не менее, некоторые пытаются одно и то же выразить разными словами. Однако маркеры-то всё равно баллов за это не добавят.
4) Отвечайте на вопрос, который задан. Например, если в условии задачи прямо написано, что аренда операционная, не надо это доказывать и перечислять признаки финансовой аренды. Потому что баллов за это не предусмотрено. Если экзаменатор сам написал, что аренда операционная, значит, он хочет чтобы вы сделали что-то другое.
Июнь 2010, №3б
1 апреля 2009 года «Ипсилон» взяла в операционную аренду офисное помещение…
Задание. Подготовьте соответствующие выписки, показывающие, как данная операция будет отражаться в отчете о финансовом положении и в отчете о совокупном доходе
Посмотрите эту задачу в июне 2010 года. Речь в ней шла об отражении улучшений операционной аренды и оценке затрат на демонтаж этих улучшений. Экзаменатор сам назвал аренду операционной, и в официальном ответе нет ни одного балла, который бы давался за доказательство того, что она не является финансовой.
Обычно не так просто понять, за что именно даются баллы. Но иногда можно точно понять, за что вы их не получите. Не тратьте время, записывая всё, что знаете по теме «Аренда». Отвечайте на тот вопрос, который интересует экзаменатора. Иначе вы потеряете время, но не наберете ни одного балла.
5) Пишите очевидные вещи. Объясняйте маркеру подробно, что вы делаете. Не всегда можно определить на самом экзамене, за что конкретно в задаче предусмотрены баллы. Зато потом, просматривая официальные ответы с баллами, многие вдруг понимают, что они многое знали, но просто не включили это в свой ответ.
Например, в задаче 4а в декабре 2013 года надо было капитализировать затраты на строительство завода. Среди них были текущие накладные расходы, затраты на церемонию открытия, затраты по переселению работников. Так вот в ответе к этой задаче надо было обязательно написать: «текущие накладные расходы — ноль, затраты на церемонию открытия — ноль, затраты по переселению работников — ноль». Посмотрите в официальный ответ к этой задаче. За это предусмотрены баллы. Если вы просто не включите суммы этих расходов в расчет первоначальной стоимости завода, вы не наберете предусмотренные баллы. Нужно обязательно написать об этом.
6) Если в условии есть неопределенность или непоследовательность, например, если непонятно, провела компания Омега корректировку или нет, то напишите ваше предположение: «предполагаю, что Омега не отразила данную корректировку в отчетности». После этого можете решать задачу в соответствии с вашим допущением. К сожалению, такие неопределенные ситуации в условии задач иногда встречаются на экзамене. Объясните маркеру, как вы поняли условие, и если вы дальше будете действовать логично, то получите баллы за ваше решение. Это будет лучше, чем если вы вообще не станете решать такую задачу.
7) Старайтесь обосновывать свои выводы. Пишите вывод, а потом его обоснование. Например, используйте такие словесные конструкции:
- так как (фраза из условия), то отражаем (вывод)
- отражаем так-то (вывод), так как/потому что (обоснование)
В каких-то случаях можно просто написать: «согласно МСФО надо делать так». Например,
«согласно МСФО «Основные средства» в первоначальную стоимость основного средства включаются:
- цена покупки
- прямые затраты, необходимые для доведения объекта до состояния готовности к эксплуатации
- оценка затрат на демонтаж объекта»
Здесь никакое другое обоснование не подходит. Но в других случаях необходимо прямо назвать какие-то положения стандарта МСФО, которые предписывают то или иное отражения операции в учете. Например,
«выручка признается, так как выполняются критерии признания выручки: были переданы риски и вознаграждения, связанные с владением активом, выручку и затраты можно надежно измерить…»
8) После того, как написали ответ, еще раз перечитайте задание. Проверьте, на все ли вопросы экзаменатора вы ответили. Дело в том, что иногда экзаменатор дает задания, состоящие из нескольких пунктов. Например, в декабре 2011 года в каждом вопросе были именно такие задания. Задание к вопросу 2а, посвященному отражению резерва на реструктуризацию, звучало так:
Задание:
(i) Следует ли начислить оценочное обязательство в отношении затрат по закрытию, и если следует, то в каком размере?
(ii) Как решение о прекращении деятельности «Лямбды» должно быть отражено в консолидированном отчете о совокупном доходе?
(iii) Укажите правильную сумму балансовой стоимости основных средств. Следует ли ее отразить как внеоборотные активы, предназначенные для продажи, если известно, что основные средства были проданы после окончания года?
Три вопроса и за ответ на каждый из них предусмотрены баллы. Будет обидно, если вы забудете ответить на один из них, при этом зная правильный ответ.
9) Еще одно, на мой взгляд, важное замечание. Пишите ответ сразу и в окончательном варианте, не оставляйте на потом. Не надо суетиться и бегать от одной задачи к другой и обратно. Ведь чтобы вникнуть в условие второй раз, потребуется несколько ценных минут. А время на экзамене утекает очень быстро. У вас просто не будет времени, чтобы вникать в каждую задачу по два раза или больше. Решили задачу и забыли о ней, переходите к следующему вопросу.
10) Важно еще правильно установить порядок решения задач: начинать надо с самых простых вопросов, с тех, которые вы лучше всего знаете. Встречаются люди, которые пытаются сделать наоборот — начать с самых сложных, чтобы порешать их, пока еще хватает времени на раздумья. Очень не советую так поступать. Цель на экзамене — набрать как можно больше баллов, а не решить все, даже самые сложные задачи. А больше всего баллов набирается там, где вы лучше всего знаете тему.
Советы по оформлению ответа
Подписывайте номер и букву вопроса, на который вы отвечаете.
Если какую-то цифру вы рассчитали, а не взяли из условия, ставьте перекрестные ссылки, чтобы можно было проследить, откуда эта цифра взялась.
Сначала напишите цифровую формулу, потом берите в руки калькулятор. Можно допустить арифметическую ошибку, но если у вас будет правильная формула, вы получите все баллы, которые предусмотрены за расчет.
Примерная схема ответа на вопросы 2-4 экзамена Дипифр
Бонус для тех, кто дочитал статью до конца. Хочу предложить простую схему ответа на теоретические вопросы, возможно, она кому-то поможет. Конечно, вряд ли можно придумать всеобщую схему, которая подойдет ко всем типам задач на экзамене Дипифр. Но как-то систематизировать процесс написания ответов можно. Схема такая:
1) Это — «то-то» (называете, что описывается в задаче: финансовый актив, конвертируемые облигации, операционная аренда, выручка с отложенной оплатой, сделка с выплатой долевыми инструментами и т.д.). Возможно, придется объяснить, почему это так, например, почему аренда операционная, а не финансовая.
2) Согласно МСФО отражается «так-то». Здесь нужно будет словами (коротко) раскрыть следующее:
- а) где (по каким строкам) отражается в отчетности
- б) в какой сумме отражается (как надо рассчитывать стоимость)
Написав этот пункт словами, вы покажете, что вы знаете теорию МСФО, умеете применять профессиональную лексику (знаете слова). Далее сделав соответствующие расчеты и выписки, вы покажете, что вы умеете применять знание теории.
3) Расчеты
4) Выписки из ОФП и ОСД с названием строк и сумм, которые вы рассчитали
Не думаю, что у меня получилось составить исчерпывающий список советов. Наверное, кто-то сможет добавить какие-то свои, проверенные практикой, методики. Все люди разные. Поэтому лучше всего вырабатывать такой стиль написания ответов, который подходит именно вам.
Вы можете почитать другие статьи про экзамен Дипифр:
Добрый день! Готовлюсь к пересдаче в июне с Вашим сайтом, спасибо! Решаю задачи, учусь набирать легкие баллы. Возник вопрос: если в решении указывать название стандарта, например, «Эта операция регулируется МСФО «Основные средства…» за это дают баллы? Если я в задаче указываю все стандарты, кот.на мой взгляд применимы. Или достаточно писать «В соответствии с МСФО в первоначальную стоимость ОС включается…»?
Мария, посмотрите в официальные ответы по Дипифр — где-то за название стандартов дается полбалла, но в большинстве случаев не дается. Надежнее, конечно, набирать баллы на каких-то мыслях, а не на названиях стандартов. Если по какому-то вопросу ничего в голову не приходит, можно и название стандарта МСФО написать.
За номер стандарта 1/2 точно дается. Маркеры могут поставить, особенно если надо дотянуть до 50, а у вас 48.
Andrey, Вы не можете этого утверждать, Вы же не маркер. И уж точно названиями стандартов на 50 баллов с 48 не вытягивают. За названия стандартов даются баллы только, если это предусмотрено Полом Робинсом.
Здравствуйте!
Смотрю на задания экзамена, и понимаю что не сдам, но очень надо! Единственным вариантом для себя — вижу набивание руки на задачах. Посоветуйте, пож-та, задачник который в этом может помочь. Особенно сложно понять финансовые инструменты и консолидацию. Учусь в учебном центре, по аналогии решить задачу могу — но нет четкого понимания логики, нужно набивать руку на большом количестве задач. Понимаю, что смотреть вебинары и как решаются задачи на вебинарах — дорога в никуда. Заранее благодарна за ответ!
Светлана, извините, что не сразу ответила. По теории хорошо учит Кирилл Попадюк (его сайт легко найти в сети), попробуйте его задачник купить. По консолидации логику, наверное, тоже можно понять у Попадюка, но делайте оформление консолидационной задачи как учат в вашем учебном центре. Презентация должна быть как можно более полной, Попадюк, насколько я знаю, учит писать формулы вместо того, чтобы считать суммирующие цифры (гудвил, неконтролирующая доля) — это тактика может привести к потере баллов.