Компьютерный формат Дипифр — как сдать экзамен теперь?

Декабрьская сессия 2020 года будет первой, когда экзамен Дипифр Рус будет проведен в компьютерном формате. Этот формат имеет как свои преимущества, так и недостатки. Как бы там ни было теперь придется сдавать экзамен только так. На русскоязычном сайте АССА есть специальный тренажер по компьютерному экзамену, который дает некоторое представление, как процесс сдачи Дипифр будет выглядеть на практике.

До декабрьского экзамена в 2020 году осталось меньше трех недель, вся теоретическая программа обучения пройдена, и можно часть времени посвятить наработке навыков, которые понадобятся для подготовки ответов на реальном экзамене в компьютерном формате.

Два навыка, над которыми необходимо поработать

Раньше экзамен Дипифр проводился в бумажном формате. Сдающие получали на руки буклет с вопросами и чистую тетрадь в линейку для ответов, которые нужно было писать от руки. Теперь каждому будет предоставлен компьютер с клавиатурой и мышкой, а также листы бумаги для черновиков. Но оцениваться будут только ответы, сформированные в специальной программе на компьютере, бумажные черновики не оцениваются. Вопросы экзамена будут демонстрироваться на экране компьютера. То есть, для успешной сдачи экзамена необходимо развить два навыка:

  1. читать вопросы экзамена с экрана компьютера
  2. презентовать ответы в компьютерном формате

И первое, и второе можно натренировать только с помощью тренажера на сайте АССА. Скорее всего, его будет достаточно для подготовки к реальному экзамену. К сожалению, в этом тренажере есть только один вариант экзамена. Но можно и прошлые экзамены решать в тренажере, только в этом случае вопросы придется взять в бумажном виде.

Читаем вопросы экзамена с экрана компьютера

В компьютерном формате экзамена теоретические вопросы (2, 3 и 4) разбиты на части: задание к вопросу и каждый подвопрос открываются в отдельном окне. Консолидационный вопрос 1 также разбит на части — окно с заданием и отдельное окно для каждого примечания.

Для любого вопроса лучше сначала открыть окно с заданием. В задании к первому вопросу первым делом посмотреть какой консолидированный отчет попался на экзамене, а также узнать отчетную дату. Задание к теоретическим вопросам составлено очень удобно: кроме собственно задания отдельно внизу показаны названия всех подвопросов и количество баллов за каждый из них.

В компьютерном тренажере задания написаны крупным шрифтом, и они не нуждаются в изменении шрифта или размера окна, всё и так видно.

Немного сложнее с окнами подвопросов и примечаний: вероятнее всего, для удобства придется увеличивать шрифт и размер окна. Сейчас мы не знаем, какой размер экрана монитора и какой размер шрифта по умолчанию будут на реальном экзамене. В тренажере увеличить шрифт с условием вопроса просто, достаточно сделать пару кликов. На верхней панели окна есть соответствующие инструменты: либо нажать на «+» столько раз, сколько нужно,

либо открыть выпадающее меню и выбрать нужный масштаб.

Если масштаб текста увеличивается, то придется увеличить и размеры окна. Это можно сделать мышкой, ухватив окно за его боковую сторону, так же, как мы это делаем для увеличения окон в Windows.

При чтении условия вопроса 2, 3 или 4 основные данные (даты, цифры) можно записать вручную на листы бумаги, которые выдадут каждому на экзамене. Скажем, если будет необходимо нарисовать шкалу времени, что бывает очень полезно, поскольку в условии задач часто описываются события в течение длительного периода времени. Далее можно сразу начать печатать ответ, при этом лучше если будут открыты оба окна: окно с вопросом и окно с ответом в текстовом редакторе. Поскольку окно с вопросом и окно текстового редактора частично перекрывают друг друга, придется периодически переключаться между ними. Ничего сложного в этом нет — в тренажере достаточно кликнуть мышкой по любому месту окна, и оно откроется полностью. Насколько я помню в первоначальной редакции тренажера было сложнее, для перехода в нужное окошко кликать нужно было только по его верхней рамке. Сейчас стало гораздо удобнее.

Однако в консолидационном вопросе окно с таблицей, где приведена предварительная отчетность компаний, и окно электронной таблицы открываются только при клике на рамку с любой стороны. Клик по ячейке таблицы делает активной эту ячейку, но не приводит к полному открытию окна.

Никаких особых сложностей с чтением вопросов в компьютерном формате нет. Достаточно будет  немного  потренироваться на тренажере. Для того, чтобы увеличить размер текста, размер окон и перейти с одного окна на другое на реальном экзамене не потребуется много времени. Главное на реальном экзамене не впадать в панику, не открывать все окна сразу, а работать последовательно: сначала одно примечание, затем другое, сначала один подвопрос, затем следующий.

Презентация ответов в компьютерном формате

При составлении ответов в компьютерном формате большую роль, конечно же, играет скорость печати. Если вы умеете быстро печатать, то вы будете чувствовать себя более уверенно. Но даже печатая одним-двумя пальцами, времени для того, чтобы напечатать ответы, достаточные для получения проходного балла, должно хватить. Для этого нужно хорошо знать учебный материал, писать тезисно и по делу.

Две качественные характеристики ответов, которые должны быть для того, чтобы сдать экзамен: а) правильность и б) наглядность.  Печатный текст сводит к нулю риск того, что маркер не сможет прочитать ответ: неразборчивость и микроскопичность почерка остались в прошлом. Но хорошей читабельности мало: ответ должен быть ясным и логичным. Важно не только правильно выполнить расчеты и сделать необходимые пояснения, относящиеся к делу, но и структура ответа должна быть понятной для маркера. В ответах с цифрами необходимо наглядно показать, как были сделаны расчеты. Этому должны научить на курсах подготовки. На этом сайте есть статья про решение теоретических вопросов на Дипифр, возможно, она тоже сможет помочь при подготовке к экзамену.

Теоретические вопросы экзамена и текстовый редактор

В теоретических вопросах 2, 3 и 4 основной вариант ответа это текстовый редактор, похожий на Word. Поскольку в распоряжении сдающего экзамен есть только один лист в текстовом редакторе, очень важно подписывать подвопрос, на который вы отвечаете. То есть маркер должен ясно видеть, где начинается ответ на конкретный подвопрос и где он заканчивается. Собственно говоря, в остальном у сдающего экзамен есть полная свобода действий и широкий набор инструментов для работы с текстом. Есть выделение жирным шрифтом, курсивом, подчеркивание, подстрочные и надстрочные знаки, маркированные и нумерованные списки, кнопки «отменить» и «повторить». Можно копировать и вставлять текст из любого места ответа, а также из условия или из задания вопроса.


Одно важное добавление. На собрании преподавателей летом этого года наш экзаменатор заметил, что на реальном экзамене в вопросах 2 и 3 вместе в текстовым редактором может появиться вариант ответа в виде электронной таблицы. В тренажере сейчас этого нет, на вопросы 2 и 3 ответ можно подготовить только в текстовом редакторе. Но если действительно в вопросах 2 и 3 появится электронная таблица, то к этому сюрпризу просто нужно быть готовыми.
Пока неясно, в этом случае ответ должен быть только в таблице, только в текстовом редакторе или расчетную часть ответа можно будет сформировать в электронной  таблице, а пояснения  — в текстовом редакторе. Об этом нужно будет спросить наблюдателей на экзамене. Я бы посоветовала сформировать полный ответ со всеми расчетами, со всеми цифрами и пояснениями в текстовом редакторе. Как показывает практика в компьютерном тренажере, быстрее сделать расчеты на калькуляторе, чем открывать электронную таблицу, забивать в ней формулы.

Консолидация и электронная таблица

В электронной таблице на экзамене нельзя будет вставить строку или столбец, что для человека, привыкшего к работе в программе Excel, будет непривычным. Вероятно, это связано со сложностью программирования такой функции. Придется пользоваться копированием и вставкой: если нужно будет вставить чистую строку, то единственный выход это перенести напечатанное на пару строк ниже с помощью копирования. Клавиши Ctrl+C, Ctrl+X и Ctrl+V в тренажере прекрасно работают, а кроме того в верхней панели инструментов есть кнопки «копировать», «вырезать» и «вставить».

Набор инструментов довольно богат, но кроме кнопок есть еще меню. Меню Edit и Format являются англоязычными, без них можно и обойтись, так как кнопки на панели инструментов предоставляют те же возможности. Правда, в этом меню есть некоторые другие функции (на рис. ниже показаны синими стрелочками), а именно:

Find = Найти,

Replace = Заменить,

Select All = Выделить всё

Вряд ли эти функции будут очень нужны на экзамене, но вдруг кому-то пригодятся.

Рыжие стрелочки показывают сочетание клавиш для действий:

Отменить — Ctrl+Z и Повторить — Ctrl+Y. На панели инструментов есть соответствующие кнопки для этих действий, они привычнее, но можно пользоваться и сочетанием клавиш.

 

Электронная таблица на экзамене не бесконечна — в ней 100 столбцов и 300 строк. Этого с лихвой хватит для любого ответа. Но, конечно, желательно располагать ответ компактно в левом верхнем углу, чтобы маркер не блуждал по таблице в поисках текста и расчетов.

При подготовке консолидированного отчета теперь можно сэкономить время — отчетность материнской и дочерней компаний можно скопировать из таблицы с условием. Да, придется немного поработать над скопированной отчетностью, задать формат, сделать новые строки, но в целом это проще, чем писать вручную на бумаге и меньше шансов ошибиться. Дальнейшие расчеты по консолидации (расчет чистых активов, расчет гудвила и т.п.) лучше располагать ниже проформы консолидированного отчета, а не правее, потому что пролистать электронную таблицу вниз маркеру будет проще, чем пролистать её вбок.

Корректировки в консолидированном отчете лучше всего сделать так: каждую корректировку показать в отдельном столбце. Например, часть консолидированного ОПУ сентябрьской сессии могла бы выглядеть в электронной таблице вот так:

При такой презентации маркер видит каждую корректировку в отдельности, и каждая заслуживает определенной оценки в соответствии со схемой маркирования. Это самый наглядный вариант.

Если же несколько корректировок введены в одну ячейку, то это будет выглядеть так:

В этом случае в ячейке D15 видна цифра, суммирующая три корректировки. Для того, чтобы понять, из чего эта цифра сложилась, маркеру необходимо будет нажать на ячейку и посмотреть, какие цифры отображаются в строке формул (красная стрелка). Это менее наглядный и менее удобный вариант презентации для маркера.

Если же в ячейку забить ссылки на соответствующие расчеты, то в строке формул маркер увидит только ссылки, и ему придется искать ячейки, из которых были взяты цифры корректировок. На мой взгляд, это еще менее удобный вариант для маркера.

Можно расположить корректировки в отдельных столбцах и при этом каждую ввести ссылкой на соответствующий расчет. В этом случае маркер увидит и цифру корректировки, и сможет посмотреть, где она была рассчитана, пройдя по ссылке в строке формул. На мой взгляд, это самый лучший вариант презентации. Точно такой же вариант презентации корректировок подойдет и для консолидированного ОФП. Расчеты себестоимости в ОСД и нераспределенной прибыли в ОФП лучше сделать отдельно, так как корректировок по этим статьям бывает довольно много. Тогда в консолидированном отчете по этим статьям будет стоять получившаяся в расчете итоговая сумма.

Конечно, маркеры смогут оценить любую презентацию ответов на экзамене, но почему бы не облегчить им задачу?

Некоторые преподаватели при составлении консолидированного отчета о совокупном доходе учат разносить корректировки по столбцам Альфы и Беты. Теоретически это правильный подход, но на практике это займет много времени, так как придется «вставлять» много чистых строк между строками отчетности или копировать строки отчетности из условия по одной. С практической точки зрения разнесение корректировок по столбцам материнской и дочерней компаний не несет никакой пользы. Еще раз повторю: не несет никакой пользы. Правильные корректировки в консолидированном отчете будут оценены вне зависимости от того, поставлены ли они в отдельных столбцах справа или разнесены по столбцам Альфы и Беты. А расчет неконтролирующей доли в прибыли (ради которого делается такое разнесение) лучше делать отдельно, так, как это показывается в официальных ответах. Расчет неконтролирующей доли в прибыли должен быть, например, таким (июнь 2019), сделать такой отдельный расчет не займет много времени:

В случае, если на экзамене будет консолидированный ОФП, то теперь за несколько секунд можно будет проверить, равны ли друг другу активы и пассивы баланса. Тем, кто хорошо знает консолидацию и мало (!) ошибается, я бы советовала делать такую проверку: увидев цифру, на которую активы отличаются от пассивов, возможно, удастся быстро сообразить, где была сделана ошибка. Например, какая-то корректировка не была внесена в расчет нераспределенной прибыли. Если такая ошибка одна, то её можно будет быстро найти, и заработать лишние полбалла или балл. На прошлых экзаменах, когда ответы нужно было писать на бумаге, такая проверка отнимала слишком много времени и была вредна. Но теперь ситуация поменялась. Мой личный опыт работы в тренажере показывает, что сверка активов и пассивов в ОФП может помочь найти ошибку, исправив которую, можно будет заработать чуть больше баллов.

Советы для тех, кто сдает в первую компьютерную сессию

После многих попыток просто решать экзамен на тренажере и решать его на тренажере на время хочется поделиться наработками. Скорее всего, каждый из тех, кто собирается сдавать экзамен на компьютере, уже составил себе список важных пунктов. Мой список такой:

Первый главный совет: не стоит «украшать» свой ответ жирным шрифтом, курсивом, подчеркиванием, на это тратится слишком много времени. «Слишком много» это практически 10 минут на каждый вопрос. За красивую презентацию вряд ли дадут баллы, а вы не успеете написать все, что знаете, если будете выделять жирным  шрифтом важные цифры или ключевые слова. Если останется время в конце работы над вопросом, можно пройтись по ответу и что-то выделить жирным. Но если бы мне нужно было сдавать экзамен, я бы запретила себе трогать кнопки «жирный шрифт», «подчеркивание» и «курсив». Лучше потратить время на то, чтобы написать больше правильных слов и сделать больше правильных расчетов.

Второй главный совет: в день перед экзаменом потренируйтесь на компьютерном тренажере несколько раз.

Нужно обязательно пройти на тренажере пробный экзамен с контролем времени. Чтобы понять, где можно сэкономить время. Даже если вы быстро печатаете, времени на экзамене не хватит, если вы не будете его контролировать. Лучше сделать несколько экзаменов на тренажере  — уже было два экзамена в новом формате (декабрь 2019, сентябрь 2020), на них удобно будет потренироваться. Если бы я сдавала экзамен, я бы не стала тратить 15 минут на просмотр экзамена, а сразу бы начала делать консолидацию. То есть на формирование ответов потратила бы всё время 3 часа 15 минут, или 195 минут. Это означает, что на каждый вопрос на 25 баллов можно потратить около 48 минут.

Текстовый редактор

1) Ответы на теоретические вопросы лучше готовить в текстовом редакторе. Если будет выбор, и в вариантах ответов появится еще и электронная таблица, лучше её не использовать. Все расчеты быстрее сделать на калькуляторе, чем переключаться между окнами и забивать цифры и формулы в окно электронной таблицы.

2) Не используйте вставку таблицы, или используйте её только в крайнем случае. Попробуйте вставить таблицу в текстовом редакторе и заполнить её до экзамена. Это необходимо, чтобы быть готовыми к тому, что нельзя удалить лишнюю строку или лишний столбец, нельзя вручную изменить ширину столбца. Ширина меняется автоматически, когда в ячейку вводится текст или цифры. Чтобы работать с таблицей в текстовом редакторе, нужно заранее потренироваться.

3) В текстовом редакторе не стоит тратить время на выделение разрядов чисел: нет разницы, напишете вы 5,000 или 5000. Лишняя запятая это лишнее время, потраченное на «украшательство».

Электронная таблица

1) Для чисел нужно помнить, что дробная часть отделяется от целой части точкой, а не запятой. Число 25.99 (с точкой) будет участвовать в расчетах. Число, записанное как 25,99 (с запятой), таблица не поймет. Если вы захотите сложить три цифры 25,99 + 98,4 +53,99, то в суммирующей ячейке появится ноль. Если только одно из складываемых чисел будет с запятой (25,99 + 98.4 +53.99), то таблица сложит только правильные числа с точкой, в результате сумма чисел будет неверна. Как к этому отнесется маркер, неизвестно. Если вы умножите 50,000*0,5, то в ячейке появится #VALUE! и начнется паника. Лучше уж так 50,000*50%, такое выражение таблица понимает.

2) В таблице нет функции закрепления окон, поэтому сильно вправо уходить с расчетами не стоит. Если вам неудобно просматривать расчеты, расположенные сильно правее, то это будет неудобно и для маркера. Для построения консолидированного отчета желательно растянуть окно таблицы пошире, а все вспомогательные расчеты делать ниже консолидированной отчетности.

3) Поменять формат чисел в электронной таблице можно двумя способами:

а) через меню Format—>Cells, далее вкладка Number или

б) стоя в ячейке, нажать правую кнопку мыши и в выпадающем меню выбрать кнопку Format cells

 

4) Вставка строк в электронную таблицу через «вырезать» + «вставить ниже» занимает много ценного времени. Лучше делать это такие вставки как можно меньше.

5) Желательно при оформлении консолидированного отчета отменить свойство «распределять по ширине».  Чтобы при копировании отчетности из условия в электронную таблицу не получилось так, как на картинке:

Отменить это можно только через меню: Format—>Cells—>Alignment и там нужно снять галочку Wrap Text. Не забудьте нажать кнопку ОК внизу.

Тренажер по компьютерному экзамену Дипифр находится по адресу: https://www.accaglobal.com/russia/ru/qualifications/dipifr-rus/study-and-revision/CBE_exam_how_to_prepare.html

Если подытожить, то компьютерный формат экзамена более удобен, чем бумажный. Сейчас уже мало кто умеет долго и много писать авторучкой, а вот набивать текст на клавиатуре это более привычное и менее трудоемкое занятие по нынешним временам.

Другие статьи для подготовки к экзамену Дипифр:

  1. «Раз уж начал — побеждай!» Психологический настрой на экзамене Дипифр
  2. Дисконтирование в МСФО. Учимся дисконтировать на задачах экзамена Дипифр
  3. Несколько советов по консолидации Дипифр
  4. Как сдать экзамен Дипифр с первого раза? 5 важных правил плюс пробный экзамен
  5. МСФО что это такое? Зачем они нужны российскому бухгалтеру?

 

Комментировать


* Нажимая на кнопку "Отправить комментарий" я соглашаюсь с политикой конфиденциальности

Поиск по сайту с помощью Яндекса
Подписка на новые статьи
«align=»absmiddle